Burger
Ясно-понятно. Что в исламе означает полумесяц и когда этот символ стали использовать в строительстве мечетей?
опубликовано — 27.12.2016
logo

Ясно-понятно. Что в исламе означает полумесяц и когда этот символ стали использовать в строительстве мечетей?

Отвечают первый заместитель муфтия РТ и специалист по архитектуре мечетей

«Инде» продолжает цикл вопросно-ответных материалов об исламе, которые редакция делает совместно с Духовным управлением мусульман РТ. На этот раз первый заместитель муфтия Татарстана Рустам-хазрат Батров и специалист по архитектуре мечетей Нияз Халит объясняют, когда мусульмане стали использовать полумесяц как религиозный символ и почему у минаретов мечетей в Казани, Крыму и Ираке разные верхушки.

Если вы хотите задать вопрос представителям ДУМ РТ, пришлите его на hello@inde.io, и мы постараемся найти ответ.

Рустам-хазрат Батров

первый заместитель муфтия РТ

Полумесяц в исламе — не то же самое, что крест в христианстве. Ни в Коране, ни в хадисах Пророка вы не найдете философского обоснования этого символа. Полумесяц стал ассоциироваться с нашей религией в процессе истории — кто-то считает, что первыми его стали применять мусульмане Османской империи.

Сейчас у богословов есть два основных символических толкования полумесяца. Первое объясняет божественный характер ислама: Луна не светит, а лишь отражает свет Солнца, подобно тому, как Пророк Мухаммад когда-то отразил божественный свет. Как известно, Пророк был неграмотным, поэтому он не мог привнести в божественное откровение ничего от себя и выступил в качестве чистого, незамутненного сосуда, который заполнило божественное знание. Второе описание связано с событиями, от которых ведется мусульманское летоисчисление, — переселение Мухаммада с молодой мусульманской общиной из Мекки в Медину. Когда терпеть гонения мекканских язычников, убивавших и мучивших мусульман, стало невозможно, Пророк вывел сподвижников из города — рассказывают, что в момент, когда они вышли за ворота, на небе взошел молодой полумесяц, который у арабов испокон веков считался символом удачи и успеха в делах. И действительно — переселение помогло мусульманам превратиться из маленькой гонимой общины в могучую силу. Из Медины началось победоносное шествие ислама по планете.

Сейчас полумесяцем венчаются минареты мечетей, а татары часто носят этот символ на шее. Последнее — наша местная традиция, в арабских странах так делать не принято. В нашем регионе подвеска с полумесяцем — маркер национальной и религиозной идентичности человека, который мы используем по аналогии с православными соседями, носящими нательный крест. Когда девушка надевает полумесяц, ее потенциальный жених видит, с кем имеет дело.

Нияз Халит

архитектор, специалист по архитектуре казанских мечетей

Если бы полумесяц был общеисламским символом, мусульманские государства и изображали бы его на своих гербах и флагах, но ни у Ирана, ни у Саудовской Аравии его нет. Это турецкий символ, а турки, в свою очередь, позаимствовали его у Византии после завоевания Константинополя, поэтому он распространился среди народов, на которые в культурном и политическом смыслах влияла Османская империя. На этих территориях полумесяц использовали как символ лояльности завоевателям и солидарности с их верой — не зря есть выражение «перейти в турецкую веру». Тем более что турецкий султан долгое время был халифом (халиф — титул верховного правителя мусульман, обычно совмещающего светскую и духовную власть. — Прим. «Инде»), а халифат находился в Константинополе. То есть полумесяц — символ, связанный не только с религией, но и с государственностью.

Получается, на мечетях полумесяцы появляются после XV века. При этом за пределами тюрко-турецкой цивилизации архитекторы часто применяют другие элементы или вовсе не используют никаких символов — например, в Средней Азии на минаретах просто шары. На шиитских мечетях в Афганистане, Азербайджане, Ираке часто встречается алям — отрубленная рука Аббаса ибн Али с растопыренными пальцами. В некоторых странах мечеть венчает похожий на полумесяц символ в виде почти замкнутого кольца — у турок, например, эта фигура означает не только неполную луну, но и рога. У туркменов рога изображаются еще и на надгробиях, потому что это древнетюркский символ-оберег. Так что еще один возможный вариант происхождения того, что можно принять за полумесяц, — этнический. На казанских мечетях полумесяцы появились относительно поздно — Шигабутдин Марджани пишет, что только в XVIII веке. На средневековых миниатюрах видно, что мечети венчались ажурными надписями «Аллах», — в Багдаде такие можно увидеть до сих пор.

Фото: timag82.livejournal.com